23.04.2021

Воскрешение праведного Лазаря

24 апреля ЦЕРКОВЬ ЧТИТ ПАМЯТЬ ВОСКРЕШЕНИЯ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ О воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов — Апостол Иоанн Богослов. Перед тем, как отправиться в столицу — Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, предместье Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорого гостя. Христа привела сюда печальная весть — его друг Лазарь умер. Христос очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень отвалили. Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон». После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его. Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос — Сын Божий. И именно с этого дня, видя народную любовь ко Христу, иудейское священноначание испугалось и задумало страшное: «c этого дня положили убить Его». Пер­во­свя­щен­ни­ки и фа­ри­сеи немед­лен­но со­бра­ли чле­нов вер­хов­но­го со­ве­та, си­нед­ри­о­на. «Что нам де­лать? (Ин.11:47) – рас­суж­да­ли они. –Этот Че­ло­век мно­го чу­дес тво­рит. Ес­ли оста­вим Его так, то все уве­ру­ют в Него (Ин.11:48), про­воз­гла­сят Его Ца­рем Из­ра­иле­вым, вос­ста­нут про­тив рим­ско­го вла­ды­че­ства... и то­гда бе­да: при­дут рим­ские вой­ска, овла­де­ют Иеру­са­ли­мом и всем на­ро­дом на­шим, и на­станет ко­нец на­шей вла­сти»... Христос победил смерть. Воскрешением праведного Лазаря он предначертал Свое Воскресение и наше предстоящее будущее, но та, которую мы изображаем безобразной старухой с косой до дня нынешнего «госпожа» и объективная реальность. Именно поэтому – воскресение Лазаря это не только апологетический и исторический факт, который столь часто используют в качестве примера и доказательства, но и событие, которое в корне изменяет отношение к смерти как таковой. Лазарь же был «четверодневен». То есть никаких, даже самых изощренных, сомнений в подлинности его смерти ни у кого не было. И там, где еще мог сомневаться ум, всякое сомнение отгонялось обонянием. «Господи, уже смердит», – говорила одна из сестер Христу. В этом жутком запахе смерти спрятана немалая доля страха смерти вообще. Господу подвластно все — и жизнь, и смерть человека. Это чудо — свидетельство и надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждет воскресение.